Основы звукообразования у ребенка
Основы звукообразования у ребенка
Выразительная, хорошо воспринимаемая окружающими речь формируется при условии адекватного взаимодействия основных компонентов голосового аппарата. К ним относятся:

  • генератор звука — гортань,

  • резонансная часть,

  • дыхательный,

  • артикуляционный аппарат.

Основой для формирования звука является фонационное дыхание — это дыхание, которое используется во время речи. Именно выдыхаемый воздух является той акустической средой, которая обеспечивает образование и передачу звуковых колебаний. Оптимальным видом фонационного дыхания является нижнерёберный тип, осуществляемый посредством сокращения межрёберных мышц, диафрагмы и косых мышц живота. Выталкиваемый из легких и бронхов воздух на своём пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых связок гортани. Их вибрация и приводит к появлению звука. Распространяющийся по направлению вверх звук на своём пути встречает полые органы (часть гортани, глотка и ротовая полость). Они выполняют роли резонаторов, обеспечивающих возрастание амплитуды колебаний звуковых волн. Таким образом, звук приобретает индивидуальную окраску, силу и тембр. Однако, окончательную работу по созданию звуков речи выполняет артикуляционный аппарат.

Образуемые органам артикуляции (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твердое небо) препятствия на пути звукового потока приводят к появлению гласных и согласных звуков. Мягкое нёбо - наиболее важное составляющее артикуляционного аппарата. Формирование большинства звуков происходит в результате его смыкания со структурами носоглотки — аденоидной тканью на задней стенке глотки или валиком Пассавана.



Первый год жизни один из самых активных периодов формирования речи. Крик малыша с момента рождения и на протяжении первых двух месяцев представляет собой мало оформленные гласные звуки. Постепенно они приобретают эмоциональную окраску. Во время гуления и лепета появляются более определённые гласные, а затем и согласные звуки. В возрасте 6–8 месяцев можно наблюдать первые попытки образования слогов. В конце первого года жизни, малыш может воспроизвести и первые односложные слова, которые он слышит от окружающих его взрослых.



Второй год жизни ребенка — формирование связной речи. В стремительно развивающейся речи малыша появляется всё больше звуков, слогов и слов. В возрасте 18 месяцев ему доступно произношение простых предложений. В 2 года ими могут быть сформулированы стрежневые выражения, состоящих 2–3 слов, правильно связанных между собой.



Третий год жизни ребенка — период интенсивного развития связной речи. Количество используемых слов в речи трехлетнего ребенка существенно увеличивается, формируются первые грамматические навыки.